Занятия по ABA-терапии для детей с аутизмомСегодня одним из самых результативных методов работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), является прикладной анализ поведения, или ABA-терапия.
Этот метод направлен на развитие основных навыков, которые в обычных условиях формируются естественно и в раннем возрасте, без специального обучения.
Что такое ABA?ABA-терапия, или метод прикладного анализа поведения, основана на принципе, что поведение зависит от последствий. Если ребенку нравится результат его действия, то он с большей вероятностью повторит его в будущем.
Этот подход помогает формировать необходимые для социализации и развития навыки. ABA признана одним из наиболее эффективных методов коррекции поведения при РАС и утверждена такими организациями, как Служба здравоохранения США и Американская психологическая ассоциация.
Благодаря методам ABA-терапии, ребенок учится базовым навыкам, таким как «смотреть», «слушать», «говорить» и «понимать обращенную речь». Освоив эти простые умения, дети переходят к более сложным задачам – формированию социальных отношений, адаптации к новым условиям и естественному обучению в окружающей среде.
Как работает ABA-терапист?Занятия с ABA-терапистом всегда начинаются с глубокой диагностики, включающей специальные протоколы, такие как ABLLS-R. На этом этапе проводится 2-3 сессии с ребенком, а также анкетирование родителей, чтобы определить текущий уровень навыков ребенка. Эти данные позволяют составить индивидуальную программу занятий, которая ориентирована на коррекцию дефицитов и закрепление навыков не только на занятиях, но и в домашних условиях.
ABA-специалист подбирает из множества доступных программ именно те задачи, которые необходимы для данного ребенка. В программу могут входить:
- вербальная и невербальная имитация;
- понимание обращенной речи;
- называние предметов и действий;
- классификация предметов;
- употребление ответов "да" и "нет" и других важных выражений.
Как проходят занятия по ABA-терапии?На основе собранной информации терапист разрабатывает план занятий, а затем приступает к его реализации. В процесс обучения также включаются воспитатели, тьюторы и другие специалисты – дефектологи, нейропсихологи – которые помогают ребенку развивать навыки в различных ситуациях. Третья встреча проводится с родителями, чтобы обсудить задачи на ближайшее время и рассказать о ходе работы.
Занятия проводятся 3-5 раз в неделю по 1-4 часа в день, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Каждые две недели родители встречаются с куратором программы, чтобы обсудить результаты и внести корректировки, если это необходимо. Встречи также направлены на помощь в интеграции новых навыков ребенка в повседневную жизнь, чтобы ABA-терапия приносила результаты в разных условиях.